Право.Ru,
30 января 2012 г.
ВАС рассмотрит вопрос страхования гражданско-правовой ответственности 826 просмотров
В Президиум Высшего Арбитражного Суда передано дело экспедитора ООО «Юникс». Компания вот уже год пытается вернуть деньги за сгоревший в пути груз. По мнению нижестоящих судов пожар явился форс-мажорным обстоятельством, и «Юникс» не может требовать выплаты стоимости уничтоженного товара, однако тройка судей ВАС, посчитала, что перевозчик «Экс Карготранссервис», мог и должен был застраховать свою гражданско-правовую ответственность.
ООО «Юникс» потерявшее груз и деньги в результате пожара, решило отстаивать свои права до конца. В Президиум ВАС поступило дело компании, ранее проигравшей споры во всех нижестоящих инстанциях.
В 2007 году «Юникс» заключил договор транспортной экспедиции с ОАО «Гамма» (привлеченному впоследствии в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования). Выполняя договор, в 2010 году «Юникс» обратился в ООО «Экс Карготранссервис» для доставки товара, но груз до получателя не доехал, полностью сгорев в пути из-за лопнувшей на фуре шины. После этого экспедитор обратился в арбитражный суд с иском к перевозчику о взыскании 1,14 млн руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 января 2011 года по делу (дело № А50-21608/2010), оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2011 года и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2011 года по тому же делу, «Юниксу» отказано в удовлетворении исковых требований. Суды, руководствуясь положениями статей 401 и 796 ГК РФ, пришли к выводам о том, что ответчик предпринял все меры для осуществления перевозки, а утрата груза является форс-мажором. Встречные исковые требования «Экс Карготранссервис» о взыскании долга за доставку груза в размере 64000 руб. и пени в сумме 1116 руб. были удовлетворены
Однако судьи ВАС с этим не согласились. Коллегия судей (Наталья Павлова, Ризвангуль Балахничева и Ольга Козлова) пришла к выводу, что при вынесении постановлений судами не учтено, что законом устанавливается специальное (по сравнению с общими нормами гражданского законодательства об ответственности за нарушение обязательств) регулирование ответственности перевозчика – она презюмируется независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении исполнения обязательства. При этом единственным основанием для освобождения перевозчика от ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 796 ГК РФ за утрату груза являются «препятствия вне разумного контроля стороны». Возгорание транспортного средства, возникшее при перевозке груза, не может относиться к обстоятельствам непреодолимой силы, является обычным риском предпринимательской деятельности, которые профессиональный перевозчик мог бы избежать, застраховав свою гражданско-правовую ответственность, сочли судьи.
Специалисты отмечают, что рассмотрение этого дела может иметь важное значения для всего комплекса вопросов, связанных со страхованием гражданско-правовой ответственности. «Вывод о возможности страхования гражданско-правовой позиции перевозчика высказывался судебной практикой и ранее, однако если найдет свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ, то это будет способствовать правильному рассмотрению аналогичных дел, — сказал Михаил Самойлов, старший юрист адвокатского бюро „Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры“. — Также вывод может распространиться и на более широкий круг правоотношений, где допустимо профессиональное страхование гражданско-правовой ответственности».
Дата рассмотрения спора на заседании Президиума ВАС на настоящее время не назначена.
Светлана МЕРКУЛОВА
Вся пресса за 30 января 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 февраля 2025 г.
|
|
Regnum, 4 февраля 2025 г.
Эксперт назвала основания для отказа в бесплатной медпомощи
|
|
РИА Новости, 4 февраля 2025 г.
«РСХБ-Страхование» застраховало на 1,7 млрд руб «Тепличное хозяйство» группы «РОСТ»
|
|
NewsKo, Пермь, 4 февраля 2025 г.
Севший на мель в Керченском проливе пермский танкер был застрахован на 20 млн долларов
|
|
Крымское информационное агентство, 4 февраля 2025 г.
Родственники загрызенной львами работницы «Тайгана» получили 2 миллиона рублей страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 4 февраля 2025 г.
83% ДТП в России происходит по вине мужчин 35-44 лет
|
|
car.ru, 4 февраля 2025 г.
Что делать, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО?
|
|
МИР24, 4 февраля 2025 г.
Как изменятся правила заполнения европротоколов при ДТП?
|
|
ТАСС, 4 февраля 2025 г.
Союз страховщиков разработал порядок медсопровождения ветеранов СВО
|
|
МК в Туле, 4 февраля 2025 г.
В Тульской области средняя стоимость полиса ОСАГО составила 11 249 рублей
|
|
Финмаркет, 4 февраля 2025 г.
Показатель соотношения собственных средств и обязательств 130 страховщиков за 10 месяцев 2024 г. соответствует нормативу ЦБ
|
|
Газета.Ru, 4 февраля 2025 г.
Россиянам рассказали о схеме мошенничества с неоформленными ДТП
|
|
NEWS.ru, 4 февраля 2025 г.
В России появилась новая схема «развода» с неоформленными ДТП
|
|
KrasnodarMedia, 4 февраля 2025 г.
ДТП без жертв, но с большими потерями: мошенники придумали новую схему
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Перестраховочная емкость высока, несмотря на рост числа страховых случаев и неблагоприятные тенденции в отношении НС
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 4 февраля 2025 г.
Этих марок машин стоит избегать: они чаще всего попадают в ДТП
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 4 февраля 2025 г.
Автогражданка смотрит в будущее
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Страховые кооперативы и общества взаимного страхования в Бразилии получили легализацию
|
 Остальные материалы за 4 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|